понедельник, 21 сентября 2009
В процессе написания курсовой наткнулась на эту замечательно интересную книгу, из которой отсканила несколько страниц. Страницы, собственно, посвящены династии Капетингов, от Гуго до Филлипа lV. История написана языком литературном, и те факты, которые сугубо научная литература обычно опускает, здесь имеются. Кроме того, проскальзывает отношение автора к описываеммым событиям. Все изложено доступно и увлекательно (эх, были б все учебники такими..) *о, да, няняняня*
Читаем:— Первые Капетинги были бедны, их домен невелик, а вассалы сильны/прям как будто сказку читаешь/. К тому же и лингвистическая анархия усугубляла слабость государя. В Руане и в Кане говорили по-нормандски, в Бретани — по-кельтски, в Провансе и в Аквитании — на провансальском (окситанском) языке. Сам феодальный характер королевства подвергал его постоянной опасности, так как домену всегда угрожали проблемы, связанные с наследованием после смерти родителей и мужей. Объединение этих разрозненных частей Франции (
т. е. король причащался хлебом и вином, как священник. Мирянин же в католической традиции причащается только хлебом. {Примеч. ред.)) было «сизифовым трудом», и каждое поколение должно было вновь браться за работу, уже проделанную поколением предыдущим.
читать дальше Другую опасность представляли выборы, происходившие после кончины государя; каждый раз они вновь ставили под вопрос всю проделанную работу. Капетинги успешно пытались бороться с этой угрозой, коронуя старшего сына еще при жизни отца. Так, в Рождество 987 г. Гуго Капет удостоил этой чести своего сына Роберта Благочестивого. На следующий год он заключил важный политический брак своего сына с вдовой графа Фландрии. С этим союзом связана романтическая история, очень показательная для понимания нравов этого века. Роберт был влюблен в свою кузину Берту, дочь короля Бургундии; он ненавидел свою жену, которая была старше него и на которой его заставили жениться, поэтому он с ней развелся и, как только стал королем, женился на Берте. Папа приказал расстаться супругам-кузенам, поэтому что они состояли в слишком близком родстве. Роберт упорствовал, и тогда государство было отлучено от Церкви. В 1001 г. анафема восторжествовала над чувством любви. Роберт расстался с Бертой. Но чувствуя, что он не может жить без любимой женщины, Роберт совершил путешествие в Рим, чтобы умолить папу. Папа был непреклонен и Роберт подчинился. Эта история интересна тем, что она показывает всю слабость первых королей из дома Капетингов, которых скорее терпели, чем уважали бароны, еще вчера бывшие им ровней. И только при поддержке Церкви эти короли могли сохранить свою власть. V. О том, как
Капетинги,
округляя свой домен
сформировали
Французское
королевствотри важных события
— XI в. отмечен тремя важными событиями. Первое — это завоевание Англии норманнами. «Люди с Севера», датчане или норвежцы, которые правили в Кане, Байё и в Руане, необык¬новенно быстро восприняли латинский дух. Сочетание римской традиции с молодой энергией викингов привело к изумительным результатам. Суверены, твердо стоящие на своем и обладающие ясным умом, эти нормандские герцоги часто оказывались более «современными», чем французские короли. Они взимали налоги, довольно умело вели свои финансовые дела, строили прекрасные церкви в Кане и в Байё и собирали в своих монастырях ученых людей со всего света. В 1066 г. герцог Вильгельм Бастард, прозванный позднее Завоевателем, завладел Англией благодаря удачной операции, которую можно одновременно считать дипломатической, военной и религиозной. Он подчинил местное население, роздал земли своим рыцарям, организовал Церковь, предписал элите язык (французский), и, оставаясь герцогом Нормандским, провозгласил себя королем Английским. Начиная с этого дня присутствие на землях королевства крупного вассала, который и сам являлся могучим сувереном, стало постоянной угрозой для короля Франции. И эта проблема могла быть разрешена только тогда, когда король Франции станет хозяином Нормандии, — или когда ко¬роль Англии станет хозяином Франции.
2. — Второе важное событие — это крестовый поход. Через крестовый поход церковь пыталась обратить отвагу феодального воина на службу христианскому миру. Как и во времена языческой античности, паломничество было обычной формой проявления благочестия. Тысячи паломников шли в Рим, в Сантьяго де Ком, в Иерусалим. Начиная с 637 г. Гроб Господен оказался в руках неверных, но веротерпимые мусульмане долгое время ра¬душно встречали паломников. Гарун-аль-Рашид признал за Карлом Великим право защищать Святые Места. В 1071 г. Иерусалим перешел в руки турок-сельджуков, которые почти полностью за¬претили доступ в этот город, почему и возник замысел изгнать от¬туда неверных. Могущественные папы предложили план, по кото¬рому святая война должна была возвеличить престиж Церкви и в то же время дисциплинировать рыцарство. Гораздо легче, чем подавлять воинственные инстинкты, направлять их в нужное русло. Сочетание епитимьи с битвой должно было понравиться рыцарям, которые любили кровавые схватки, но очень боялись вечных мук. Сюда же примешивались и мирские мотивы: итальянские купцы хотели возродить торговлю с Востоком, а сеньоры надеялись получить новые княжества. Первый крестовый поход был, в
основном, французским. Папа Урбан II был французом; Франция была колыбелью рыцарства; ее знать и мечтать не могла ни о чем лучшем, как принять участие в этой величественной затее. 3. — Крестовый поход был провозглашен Урбаном II в 1095 г. на Клермонском соборе. Петр Пустынник19 объезжал Францию верхом на муле и приглашал простой народ стать крестоносцами.
Этот крестовый поход бедноты был умилительным и злосчастным начинанием. Большинство принимавших в нем участие погибло еще до Иерусалима. Крестовый поход рыцарей был организован лучше, его снабжение осуществлялось по морю итальянскими купцами. Три армии пересекли Европу по трем разным направлениям. Дисциплина в них была гораздо ниже, чем энтузиазм. Каждый солдат — авантюрист и паломник, — как только ему казалось, что есть повод для недовольства, добивался смены предводителя. Принцы искали скорее новых королевств, чем прославления Бога.
читать дальшеИмператор Константинополя Алексей Комнин, пришел в ужас от нашествия этих орд. Но он все же сумел договориться с их предводителями и даже оказал им помощь. Малая Азия была оккупирована, и в 1099 г. Иерусалим был взят. Крестоносцы образовали королевство Иерусалимское, феодальное государство, королями и баронами которого были французы. Французский язык и французская цивилизация заняли на Ближнем Востоке доминирующее положение. Взаимоотношения крестоносцев с неверными были намного лучше, чем это можно было ожидать. Завязывались дружеские связи. Происходило взаимо¬проникновение обеих цивилизаций, отчего выигрывали обе стороны. Часто бывает так, что именно через контакты с Востоком западная мысль осознает свою самобытную природу и свою прочность. Средневековые войны совпали с самым ярким периодом расцвета греческой мысли. И с Крестовых походов датируется начало европейского возрождения. На три последующих века они определили мировые торговые и морские центры. Марсель, Генуя и Венеция — порты, из которых отправлялись крестоносцы, — превратились в большие города. Там были построены по¬стоялые дворы для паломников. Полицейская служба на Среди¬земном море обеспечивалась военными орденами — рыцарями ордена Святого Иоанна Иерусалимского и тамплиерами, которые строят большой христианский флот и создают первую между¬народную армию. И начиная с XII в. тамплиеры защищают Прованс от сарацинов; там еще и сейчас можно найти развалины зам¬ков ордена. В самой же Франции непосредственным результатом Крестовых походов стало ослабление феодализма в пользу монархии. Большое число знати разорилось, подготавливаясь к походу в Святую Землю; многие не вернулись оттуда. Такое ослабление военного класса было на пользу королю и населению городов.Про города Третьем важным событием XI в. является возрождение горо¬дов и формирование во Франции «третьего сословия». В «тем¬ные века» анархии не все римские города (les cites) погибли, но они потеряли свое значение и свою независимость. Муниципаль¬ная система перестала функционировать; только несколько ста¬рых городов были спасены епископами, и они же стали их сеньо¬рами. Но родились новые укрепленные города с торжищами, и жителей этих бургов {bourgs) стали называть буржуа (горожа¬нами). Находившиеся под защитой замков бывшие villas пре¬вратились в маленькие городки {villes), где проживали купцы. Поначалу, по мнению их сеньоров, эти купцы ничем не отлича¬лись от всех остальных мананов (зависимых крестьян). Но им было объединяться легче, чем земледельцам, и они организо¬вывали религиозные братства и гильдии по ремеслам. Защища¬ясь от пиратов и разбойников, они путешествовали флотилиями или группами. Принципом каравана в силу необходимости яв¬ляется принцип объединения. Город вырабатывает свои правила и выбирает своих руководителей. Он стремится получить свою хартию и свои свободы (то есть привилегии). Это движение было общим для всей Европы того времени. Впереди оказались гер¬манские и итальянские города, потому что они были богаче и
процветали. В бывших римских городах на юге Франции ожив¬ляется старинное муниципальное управление. В таких же городах на севере создаются коммуны, приносящие присягу городу. Иногда (как это случилось в Лане) движение за эмансипацию коммун принимает революционный оттенок. Но это, конечно, исключение. Городской купец полностью признает феодальный порядок, он только требует считать себя его составной частью и хочет, чтобы город воспринимался как коллективный сеньор. Король поощряет коммунальное движение, потому что права на рынок представляют для него источник существования. Возрождение европейской торговли начинается в Венеции и во Фландрии, где располагаются центры морской торговли, в первом случае — с Востоком, а в другом — со Скандинавией и Англией. Позднее на полпути между Венецией и Фландрией открывается ярмарка обмена товарами в Шампани, которая способствует обогащению и других французских городов. Многие епископы и сеньоры предоставляют в своих землях привилегии горожанам на полюбовных началах, чтобы способствовать росту числа их жи¬телей, которые будут нести повинности и создавать ополчение.
королевская власть удлиняет руки — В других странах у городских коммун была более удачная судьба. В Германии города Ганзейского союза превратились в не¬зависимые республики, такие же, как Флоренция, Милан и Ве¬неция в Италии. В Англии в процессе создания Палаты Общин горожане присоединились к рыцарям и вскоре стали управлять страной бок о бок с лордами. Во Франции жители городов увели¬чивают свое богатство и реальную власть. Из их среды выходят советники государей, судьи Парламента20, литературные гении. Но они все так же будут оставаться отдельным классом, который дворянство и Церковь будут рассматривать как более низкий, и именно неудовлетворенность «третьего сословия» и приведет к революции 1789 г. В XI и XII вв. новый класс горожан опирается на короля и, как только это оказывается ему по силам, начинает поддерживать короля в его борьбе против феодалов. Людовик VI Толстый (1108-1137) — это король поборник справедливости,
который прежде всего стремится поддерживать свободные связи между королевскими и епископскими городами. Он разрушает до основания те замки, сеньоры которых запрещают свободное передвижение по дорогам, и обуздывает тех феодалов-самодуров Иль-де-Франса, которые обирают купцов и грабят аббатства. Лю¬довик VI стал защитником «кутюмы французов»21 от наступле¬ния на нее сеньоров. Аббат Сугерий, министр Людовика VI, вос¬хваляет его за то, что он защищает церкви, помогает бедным и не¬счастным, охраняет мир в королевстве: «Всем известно, — говорит Сугерий, — чтоу королей длинные руки...» Это совершенно новое представление, так как никому бы и в голову не пришло сказать о первых Капетингах, что их власть простиралась далеко. Новая королевская власть уважает независимость феодальных сеньоров только лишь в пределах их доменов. Но она ставит себя выше всех местных властей, когда речь идет о поддержании порядка, справедливости и мира. «Королю не пристало нарушать закон, потому что и король, и закон черпают свой авторитет из одного итого же источника», — пишет Сугерий. Иначе говоря, король Франции начинает играть в своей стране роль человека, исправля¬ющего несправедливости. Он все так же остается первым среди феодальных сеньоров, сюзереном над сюзеренами. Но он и пома¬занник Божий, король Божьей милостью. Вскоре ему уже нет на¬добности напоминать о своем сакральном статусе, чтобы оправ¬дать свою власть в глазах французского народа. Основой новой монархии явилась защита ею закона. Появляются города, кото¬рые, стремясь освободиться от тирании своих собственных город¬ских магистратов, просят короля взять их в прямое управление. И вот так — выдают ли короли городам хартии, вмешиваются ли как посредники между городами и их сеньорами, или посылают в города своих прево — возникает сотрудничество их с буржуазией.
21 Кутюма — записанное и кодифицированное обычное право. (Примеч. ред![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
@темы:
познавательно и увлекательно,
история в картинках
Его "И.Фр." так легко читать - кратко и по существу, самое основное, но приправленное такими забавными подробностями)