Феминистическая рецепция "Берсерка"-2Итак, Гриффит. Совершенно особый фрукт, весьма примечательный.
По большому счету, он такая же инверсия традиционного героя, как и Гаттс. Образ Гаттса, при всей выпирающей маскулинности - структурно женский, его история - история Золушки, первоначально испытывающей лишения, а потом нашедшей свое счастье (с лютой инверсией в конце, но все же).
Само собой, Гриффиту в этой структуре принадлежит место прекрасного принца. Он - антитеза Гаттса: внешне андрогинный, но структурно - мужественный. Он рвется к трансцендентности и сам творит свою судьбу.
У него есть мечта, внеположенная ему - он хочет создать свое королевство. Примечательно, что конкретные политические планы к этому не привязаны никак. У Гриффита нет политического проекта, нет каких-то общественно-реформаторских идей, мечта о своем королевстве сводится к видЕнию сверкающе-белого замка на холме. И он не делится своей местой с остальными наемниками. Она слишком возвышенна, чтобы серая боевая скотинка что-то тут поняла. Гриффит играет для них роль хорошего патерфамилиаса: заботится, чтобы они были сыты, одеты, обуты, получали выгодные контракты - а чем там занимается папа и уж тем более что он там себе думает, не их собачье дело.
Гриффит нарциссичен, и поэтому - маскулинен. Или наоборот (я резделяю идею, что маскулинность, как ее видит общество - это нарциссическое расстройство личности в "мягкой" форме, т. е. "настоящий мужчина" в представлениях большинства должен быть нарциссом, но не доходить до патологии, не отрываться от реальности - этот отрыв сделает его совершенно дисфункциональным, неэффективным). Нарциссические претензии Гриффита подкрепляются тем, что ему достался военный талант (скипнем то, как Миура представляет себе военное дело позднего Средневековья, превращение типичного пехотинца-доппельзольдера Гаттса в лихого конника, только потому что Миуре нравиццо рисовать лошадков, конная атака на крепость и все такое... у нас фэнтези, в конце концов). Банда Ястребов под его руководством еще ни разу не проиградла сражания. Военные успехи Ястребов - лестница, по которой Гриффит продвигается к своей мечте.
Но настоящий мужчина (ТМ) неполноценен в своем стремлении к трансцендентности без женщины, на которую это стремление можно проецировать, "возвышая ее до себя". Да, у него есть Каска - но Каска жензина не только функционально, но и биологически. Она хочет Гриффита настолько откровенно, что никакая победа над ней невозможна: этот замок сам распахивает ворота и просит себя взять. Нет, истинная дама сердца, достойная истинного рыцаря, должна быть неприступна.
Для Гриффита этой дамой становится Гаттс.
читать дальше
Рассказав историю первого столкновения с Ястребами с точки зрения Гаттса (шел себе шел, напали гопники, я их уделал, напала девка - я ее уделал, напал какой-то девкообразный хлыщ и меня уделал - ШТОЕТАБЫЛО???), Миура еще раз пересказывает ее с точки зрения Гриффита. Гриффит впервые видит Гаттса во время боя с Серым Рыцарем Баччиосом. Он видит, как Гаттс, довольно крепкий для своих лет, но все же пятнадцатилетний мальчик, разделывает здоровенного взрослого мужчину. Он видит такику боя, которую Гаттс избрал для себя: сочетание стремительности и силы, атака зверя, отбрасывающего инстинкт самосохранения и за счет этого выживающего. Гриффита покоряет эта неистовая брутальность и витальность, он видит в Гаттсе в первую очередь великолепное животное, совершенное в своем стремлении жить и готовности ради этого убивать. Потом он, видимо, узнает, что Гаттс отказался от повышения до рыцарского звания и ушел, забрав только денежную награду. Эта кричащая имманентность не могла не покорить Гриффита. Гаттс делается его "Принцессой Грезой".
И встреча Гаттса с Ястребами оказывается на поверку уже далеко не случайностью, какой представлялась Гаттсу. Гриффит умело манипулирует людьми, используя обиду и жадность Коркуса. Коркус в столкновении с Гаттсом теряет нескольких человек и коней. Гриффит посылает на Гаттса Каску - второго после себя мечника банды. Каска тоже повержена. Наконец, Гриффит выходит на поле боя сам и легко побеждает Гаттса, ранив его в грудь, опасно, но не смертельно. Причем отчетливо дает Гаттсу понять, что мог бы нанести смертельный удар - просто не хочет.
Гриффит, по сути, действует по той же схеме, что и Гамбино: сначала выходим, потом повяжем спасением жизни; и при этом чисто по-человечески поступает хуже - все-таки не Гамбино пристроил маленького Гаттса под виселицу и осиротил. Гриффит же, похоже, срежиссировал напалдение Коркуса на Гаттса, ну а Каске он напрямую приказал выступить против него, хотя Каска считала, что за свою подлость и жадность Коркус должен получить урок.
Реализовав первую часть своего проекта - захват Гаттса в плен - Гриффит с чисто мужской непосредственностью сваливает на Каску задачу выходить его: "Согревать мужчину своим телом - это женская работа". Кроме того, Каска должна оберегать Гриффита от мести Коркуса и его людей.
Понятное дело, ни Гаттс, ни Каска сложившейся ситуацией не довольны. Гаттс намерен проявить черную неблагодарность, уйти от Ястребов. Гриффит ведет его на холм и в романтической обстановке под голубыми небесами делает предложение, от которого, как му кажетсяч, Гаттс не сможет отказаться.

Гатс, прямо скажем, несколько офигевает. Его небогатый опыт гомосексуальных отношений буквально вопит: "Дерись или беги!" Гатс по привычке выбирает опцию "дерись".
"Что ж, мне не впервой добиваться своего силой", с улыбкой говорит Гриффит. Прекрасная дама должна получить свою порцию щастья, хочет она того или нет. Гриффит провоцирует Гаттса на поединок, ставко в котором - тело Гатса. "Если я смогу победить, оставлю тебе такую же дырку, как ты мне, а если проиграюю - буду твоим солдатом или любовником, как хочешь".

Обратите внимание на изображение: Гаттс - темный, массивный, прижат к земле. Гриффит - светлый, легкий, показан на фоне небес. Ин и Ян, материя и дух. Женщина и мужчина. В обеих экранизациях этот момент не просекли, а жаль.
Гаттс проигрывает. Его проигрыш был неизбежен: как мечники, они с Гриффитом на одном уровне, но Гаттс ослаблен ранами, полученными в первой схватке. А в первой схватке он был ослаблен дракой с Коркусом и стрелой в плечо, полученной от Каски. Что самое интересно, ни Гриффит, ни Гаттс не принимают этот гандикап во внимание. Гриффит - потому что это ему выгодно. Гаттс - потому что ему в голову не приходит, что более слабого надо щадить. Точнее, сам он безупречно рыцарствен по отношению к слабым, мы это разберем дальше, но что это касается его самого - это не приходит в голову. Как и всякая патриархатная женщина, он не рассматривает себя как субъекта с потребностями. Он объект, в данном случае объект вожделений Гриффита, и единственное, что он моджет сделать - отстоять этот объект с оружием в руках, а если не получилось, то упс.
Тем более, что Гриффит, кажется, не претендует на его задницу, его вполне устраивает Гаттс в роли солдата. Слава тебе яйца.
Тут надо сказать пару слов о сексуальности Гриффита. По поводу его сексуальной ориентации в фандоме идут такие же бурные споры, как и по поводу его облико морале. С одной стороны, его андрогинная внешность и его "Я хочу тебя" в лоб Гаттсу, все его дальнейшие отношения с Гаттсом, наводят на мысль о том, что он гомосексуален. К тому же к него, как и у Гаттса, в прошлом как минимум один гомосексуальный опыт. И если Гаттс был жестоко изнасилован, то Гриффит добровольно пошел на гомосексуальный контакт с Геноном. Да, он проституировал себя. Он не любил Генона. Наутро он тяжело переживал это и терзал свое тело ногтями, пытаясь отмыться в ледяной реке - но все это никак не значит, что Гриффиту противен сам гомосексуальный контакт. Партнер был довольно противный, да и любой акт проституции никак не назовешь духоподъемным и жизнеутверждающим. Гриффит не зря перед тем, как убить Генона, постарался дать ему осознать, насколько безразличен был ему этот акт, как утилитарно он отнесся к самому Генону и до какой степени ему плевать. Если бы Генон видел, как Гриффит в реке полосует себя ногтями, фиг бы он поверил.
С друой стороны, у Гриффита в кадре два половых контакта - и оба с женщинами. В первый раз он спит с принцессой, во второй - насилует Каску. Но при этом подлинным адресатом в обоих случаях является Гаттс. Занимаясь сексом с принцессой, Гриффит думает о нем. Потом он обнимает себя и трогает шрам, оставленный ему Гаттсом. Насилуя Каску, Гриффит смотрит Гаттсу в глаза. Собственно, оба раза он символически насилует Гаттса.

Думаю, что разрешу этот спор, если скажу, что Гриффит аутосексуален. То есть, любит только себя самого, а гомосексуальные наклонности обусловлены лишь тем, что он сам - мужчина. Гаттс интересует его, как всякого нарцисса интересует его партнер - лишь как объект для "отражения", трансцендирования себя. Гаттс - идеальная женщина: почти целиком животный объект, сам себя воспринимающий объектно - но при этом без сисек и с членом. Ну как тут не влюбиться.
В ервой же военной операции Гаттса отправляют в арьергард, где его шансы выжить ничтожно малы, но он, опять благодаря своей безумной витальности, выживает. Конечно же, когда ситуация становится безнадежной, Гриффит снова является спасителем. Его действия в отношении Гаттса раз за разом напоминают подходы Петруччо к Катарине.
На следующий день Гриффит раскрывает ему - одному из всего отряда - свою мечту. Кстати, и тут он продолжает действовать как пикапер: появляется перед Гаттсом голый, вовлекает его в забаву - обливание водой. Но когда смехотулечки-смехуечки заканчиваются, Гриффит показывает Гаттсу бехелит и делает свое предложение: весь мир и пару коньков в придачу:

Реакция Гаттса, что называется, precious. Он ослеплен. Он потрясен.

Завершается все это дело фразой Гриффита: "Я буду решать, как тебе жить и умереть".
Ну, он и решает.
Гриффит пролагает дорогу к власти. На этой дороге стоит герцог Юлиус. Прямо скажем, этот политический противник Гриффита - говно-человек, и он нанес удар первым, подло, из-за угла. У Гриффита, я считаю, есть всякое моральное право на такой же ответный удар. Чего у него нет - так это права задействовать для ответного удара Гаттса.
Он выбирает Гаттса на роль тайного убийцы именно потому, что Гаттс совершенно беззащитен пред такого рода манипуляцией. (Кстати, и эта ситуация носит эротическую окраску - в библиотеке, перед тем, как заговорить об убийстве, Гриффит показывает Гаттсу книгу с порнографическими картинками). И И вот тут у Гриффита происходит первый прокол. Как и все нарциссы, он не интересуется никем, даже объектом своей "любви". Он ничего не знает о прошлом Гаттса. О том, как это прошлое предопределяет его настоящее.
А Гаттс, прокравшись в замок герцога Юлиуса, видит, как тот жесток сос воим сыном, и тут же вспоминает собственное детство. Образ Гамбино мгновенно проецируется на образ герцога, а маленький Адонис - на образ маленького Гаттса. Агрессивная и самовлюбленная мужественность, которую обществ навязывает как родевую модель, Гаттсу противна. Видимо, она противна и самому Миуре - недаром персонажи такого склада выходят у него отвратительными, даже карикатурными. Собственно, поэтому я и считаю, что в манге есть феминистический месседж: когда его герои следуют расхожим представлениям о том, что такое "быть мужчиной", дело неизбежно заканчиватся их духовной или физической гибелью. Адонис гибнет от руки Гаттса, но сам Гаттс, повторяя ситуацию "отцеубийства", уже не может убивать так бесстрастно, как прежде. Он переживает стресс. И этот стресс превращаетя в катастрофу, когда под меч подворачивается маленький Адонис. Гаттс проживает ситуацию второй главной травмы своего детства дважды: сначала в облике герцога Юлиуса он убивает Гамбино. Потом он сам становится Гамбино, убивающим маленького Гаттса - принца Адониса.
Гаттс по уши в говне во всех смыслах слова - он уждирал через канализацию. Он ранен физически и уничтожен морально. Он бредит наяву, ему видится чудовищная форма Носферату Зодда, которая убивает сначала гамбино, а потом маленького Гаттса. У этого чудовища лицо взрослого Гаттса.
Он стал мужчиной, что означает: он стал отвратительным убийцей.
И от этого состояния Гаттс со всех ног бежит назад - в детсво, в имманентность. Мокрые кишки канализации - новый образ материнской утробы. Когда Гаттс покидает ее, он кидается сначала к Ястребам - но там он никому не может рассказать о случившемся. И он делает совершенно безумную вещь: бежит во дворец искать Гриффита. Как есть, в кровище и говнище. Каска понимает, что таким образом он найдет скорее неприятности себе и всем на голову, и перехватывает его на дворцовой лестнице. Вдвооем они подсматривают свидание Гриффита и принцессы, вдвоем подслушивают "исповедь" Гриффита, хотя это скорее его кредо: "Мечта - это то, что нужно только тебе, а не другим... Кто-то жаждет править миром, кто-то - просто жить, поолагаясь на свой меч (да, и в этот момент, охмуряя принцессу, он думает о Гаттсе!). Если ты готов поставить жизнь на кон - мечта, как вихрь, поглотит остальные твои желания. ОТречься от мечты, убить ее в своей душе - все равно что умереть самому. Невозможно жить одним днем, желая просто дотянуть до завтра". "Наверное, ваши друзья очарованы вами?" - спрашивает принцесса, которой воспитание не позволяет сказать напрямую "Я очарована". "Друзья? Ястребы служат мне, они рискуют жизнью ради меня - но они не друзья мне. Друг не следует за чужой мечтой. Друг для меня - тот, кто ищет собсьвенный смысл, и радинего готов противостоять кому угодно, даже мне самому. Друг для меня - это кто-то равный".
Гриффит, конечно, врет как Геббельс - он никого и никогда не сочтет себе равным. Для Нарцисса нет равных, он в своей вселенной одинок как Бог. Но Гаттс-то этого не знает. Откровения Гриффита он принимает за чистую монету. Если другом Гриффита нельзя стать, ползая для него в говне и пачкаясь в крови - значит, нужно противустать Гриффиту, чтобы сделаться его другом.
В этот момент Гаттс обретает собственный трансцендентный проект. Говенненький - ну вот атенешь ты другом Гриффиту, допустим, А ДАЛЬШЕ ЧТО? Но для начала и такой сгодится.
Опять-таки, нимагуне проиллюстрировать это сценой из Манги. Миура все-таки великолепно владеет изобразительной символикой.

Но Гаттсу приходится тут же отложить свой трансцендентный проект: убийство герцога Юлиуса и наследника списывают на шпионов Тюдора и делают из него казус белли. Предстоит еще одна война с Тюдором (а значит, еще одна возможность продвинуться по служебной лестницей: Гриффит никогда не метит одним камушком только в одну птицу). Гриффит встречает это известие сатанинской улыбкой.

Как точно заметил Честертон, чобы понять человека по-настоящему, нужно увидеть, чему он улыбается или смеется наедине с собой. Гриффит знает, что в этот момент его не видят ни Гаттс, ни принцесса, и потому улыбается совершенно искренне.
Милашка, правда?
А Гаттс, как настоящая женщина, откладывает свои трансцендентные проекты, чтобы решать насущные задачи: помочь Ястребам расхлебать кашу, которую он заварил. То, что ее заварил на самом деле Гриффит, как бы нещитово - ведь женщина в ответе за все.
Но, кроме трансцендентного проекта, он в эту ночь обретает еще кое-что. Он обретает Каску.