Читаю книгу "Боевые искусства", сама не знаю, что побудило меня ее взять. Вроде ничем подобным не интересовалась. Но вот ведь...Наткнулась на статью про берсерков. Почерпнула для себя кое-что интересное, и,конечно же, не приминула "примерить" некоторые параметры на Гатса
Итак, выдержки из статьи:
Б. - эффективное и вполне сознательно вызываемое боевое неистовство. Связано с германским культом воина-зверя. Традиционно война-зверя называют "берсерком"(от "бьорсьорк" - "медведеподобный"), хотя наряду с волком-медведем существовал ульфхеднер - войн-волк.
Во время атаки берсеркер как бы "становился" соответствующим зверем. При этом он отбрасывал оборонительное оружие, а в некоторых случаях - и наступательное.
"Неистовство" Гатса связано с доспехом, но и до доспеха,имхо,он показывал б. техники. Еще он из-за вида этого доспеха ассоциируется у меня скорее с войном-волком.
Б. дрались в основном палицей и секирой, меч они стали использовать позже(меч в Скандинавию-а именно там зародилась техника б.- проник довольно поздно).
Интересно, в каких приблизительно-теоретически веках происходит действие манги? В статье написано, что в Скандинавии войны-б. существовали до 12-13 вв., в последние 200 лет считаясь анахронизмом.
Преображение б. во время боя иногда не только психологически настраивало его на схватку,но и воздействовало на психику противника - в прямо противоположном духе. Мало кто сохранял хладнокровиепри виде воющего от ярости,брызжущего пеной воина-зверя, не замечающего в исступление ни ран, ни усталости.
Это да, особенно если вспомнить, как Гатс положил 100 человек. В этом же заключается и основное свойство доспеха- одевший его не чувствует ни боли, ни ран.
Б. всерьез верил, что одержим духом зверя. Это проявлялось и втом. что б. умышленно подражал движениям медведя. А вот повадки волка хуже переносятся на человеческую анатомию, но в Китае есть один стиль, изучающий движения собаки.
Обычно б. держалось под контролем. Но не всегда этот контроль удавалось сделать абсолютным - порой зверь пробуждался в душе война помимо его желания. И вот в чем фишка - есть сведения о том,что для впадания в состояние б. скандинавы употребляли природные наркотические вещества, но не всегда, и даже не часто. Однако, скорее всего имела место наркомания не внешняя, но внутренняя.
Современная наука знает, что нервная система человека - в том числе те ее разделы,которые поддаются сознательному контролю,способна продуцировать вещества, близкие к действию наркотика.Воздействуют они непосредственно на "центры наслаждения" мозга. Если эти вещества выделяются тогда, когда человек впадает в определенное состояние сознания, то в этом состоянии он испытывает полный аналог "кайфа", а при выходе из него начинается "ломка".
"Професиональные" б. становились как бы заложниками собственной ярости. Они были вынужденны искать опасные ситуации, позволяющие вступить в схватку, а то и провоцировать их. Отсюда - берсеркерская ассоциальность. И отсюда же - эта самая боеспособность, проявляющаяся в условиях "открытия шлюзов".
Вспоминаем, как Гатс постоянно ищет битв в начале повествования, ну а потом он уже из них просто не вылезает.
Очень интересно и подробно написанно про легендарную неуязвимость б. Например про то, что б., вооруженный палицей, для мечника действительно неуязвим. Там дальше подробно про оружие, особое внимание привлекла следущая фраза:
"Не отсюда ли столь любимый мифами сюжет о прменении против "оборотня" - воина-зверя- "нестандартного" оружия из дерева или серебра? Ведь боевой "медведь" или "волк" в состоянии исступления иногда прибегал даже к ритуальному каннибализму - как,впрочем, и самурай."
Вообщем, там оказалось много всего интересного. Эх, добраться бы до скандинавских баллад и легенд. Хотя у меня нечитанной литературы выше крыше, + несданный зачот