Ранее в рубрике : Дорога и первый день отдыха

День 2 : Кто в доме хозяин : под защитой стен.

На следующий день, выспавшиеся и отдохнувшие, мы пошли исследовать достопримечательности и начали с главной и ближайшей - Соловецкого кремля. Говорят, до недавних пор в паспорте родившимся на острове в графе "место рождения" так и писали : "Соловецкий кремль" = )
Монастырь в некотором роде можно считать корнями острова : с его строительства в 15 веке началось освоение и заселение территории, и сейчас он активно привлекает и принимает паломников, выпускает свою продукцию (выпечку, мармелад) и сувениры, которая пользуется большой популярностью, предоставляет работу и владеет значительной частью территорий.
Еще он организует празднование Рождества и Пасхи, в которых участвуют все жители острова.
Даже директор Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника и настоятель Соловецкого ставропигиального мужского монастыря одно лицо -
Архимандрит Порфирий. На сегодняшний день монастырь играет огромную роль в жизни острова. Вот он, главный вход:

В обзорной экскурсии, которая длилась 3, 5 часа, нам поведали о строительстве и развитие монастыря, а так же о знаменательных в его истории событиях.
Как давным-давно Саватий, Герман и Зосима, монахи Новгородских земель, доплыли до острова и решили основать тут монастырь. В монастыре запрещено было ночевать женщинам ( их отвозили на ночь на остров Бабьи Луды); держать скот (монахи открыли ферму на острове Большая Муксалма) и собак (их отвозили на Песий остров). Только кошкам жилось вольготно. Вот такая дискриминация.

Не буду пересказывать историю монастыря попунктно, в любой статье/монографии все изложено гораздо лучше. Да и я , признаться, не особо слушала экскурсовода, хотя рассказывала она интересно, а все больше смотрела по сторонам.
В монастыре кипит жизнь. Возможность осуществлять ремонт существует только в теплые месяцы - и из-за рабочих рук (с материка) и из-за материалов. В сезон много трудников, приезжают студенты-реставраторы, и прочие желающие. Поэтому пользуясь случаем, кто-то месит раствор, кто-то подвозит строй материал, послушники тоже принимают участие. Женщины обрабатывают грядки - тут выращивают разнообразную зелень, клубнику (она как раз цвела), свеклу, морковку. Растут тут и шикарные цветы в клумбах. Обстановка вцелом очень позитивная, все (кроме туристов) заняты делом, и трудятся с удовольствием. Вообще, если бы у меня был фотоаппарат и я бы не стеснялась- фотографировала людей)

Монастырь нуждается в ремонте. Хоть он и был сделан из огромных валунов, скрепленных супер-раствором (на птичьих яицах), и легко пережил арт-обстрел с моря во времена крымской войны (которая в середине 19 века была) - со слов очевидцев, ядра отскакивали от стен - века взяли свое. Были и пожары, в 60-х сгорел переход между корпусами. Вообщем, есть над чем работать.

Островитяне всегда берегли ресурсы. Отапливалась эта громадина дровами с материка - не ленились, возили. Дрова закладывали в специальную печь и теплый воздух шел по воздуховодам в стенах. Некоторые помещения отапливались отдельно - например, тюремные помещения. Еще в средние века(со времен Ивана Грозного) власть присылала сюда провинившихся, их держали в подвалах. В основном это были политические заключенные. Внезапно нашлась небольшая статья 1956 года где описывается, как ужасно жилось узникам при монастыре полюбопытствовать Экскурсовод, конечно, рассказывала в основном о курьезных случаях : о героическом заключенном, умудрившимся дважды сбежать из 4х метровых стен, но потерпевшего плотокрушение; про предка Пушкина, который был смутьян и довел своих односельчан до кляузы; после уничтожения Запорожской Сечи, в Соловецкий монастырь отправлен ее последний атаман Пётр Калнышевский, где он провёл около 26 лет в холодной камере размером 1 на 2 м. После помилования императором Александром Пётр Калнишевский в предположительном возрасте 110 лет, будучи практически слепым, не захотел возвращаться на родину и остался в монастыре, где скончался через 2 года (в 1803 году).
Внезапно, как подсказала википедия "В 1818 г. в тюрьму был помещён скопец Антон Дмитриев, кастрировавший себя и своего помещика. Он пробыл в заточении 60 календарных лет. В 1878 г. он был помилован, но попросил власти не выдворять его из монастыря. Вплоть до самой смерти в 1880 г. он жил при монастыре в гостинице для паломников."

Не знаю, как люди выдерживали по столько лет в камере - они там небольшие, ни неба, ни солнца, кругом только камень, скамеечка и все. Я бы точно не продержалась больше года.
За несколько столетий существования тюрьмы в ней побывало около 500 узников.

До 1920-х годов монастырь был практически маленьким самостоятельным государством, со значительным количеством вольностей. Но потом пришла советская власть. Кресты были сняты и сожжены (по некоторым версиям, потому что закончились дрова, а не из ненависти к "опиуму для народа"), лики святых забелены, церковная утварь реквизирована в казну.
И еще на остров пришли Лагеря Особого Назначения и находились тут вплоть до 1939, когда приказом СовНарКома их расформировали и перевели, а остров передали в ведомство ВМФ. С этого года дела для острова стали налаживаться - была открыта Школа Юнг, приезжали и селились военные с семьями, начал строиться поселок.

Набродившись, насмотревшись и наслушавшись, мы вернулись домой перекусить, успели прикорнуть и чуть позже выползли на проминад. решено было взять на часок велосипеды, чтобы освежить свои навыки наездников. Поехали, как оказалось, по турмаршруту ("а давайте влево? ага!") в сторону Филлиповых садков и Лодочной станции. Попутно останавливались сорвать редкую черничинку. Остановились у озерца, промочить ножки - хоть и теплая у берега, к купанию вода не располагала. До станции не доехали, завернули в садки. Это обмелевший водоем, где раньше умные монахи выращивали рыбу. Придумал всю схему настоятель Филипп (сделавший еще много полезного) . Сейчас там очень мелко, никакой рыбы нет. ( Кстати, наш арендодатель на это пенял : ни рыбу выращивать в расчете на туристов, ничего не дают делать )
Но тут мы обнаружили, что силы закончились, и развернулись обратно - сдавать велосипеды. Главная цель поездки была выяснить, все ли могут нормально ими пользоваться, эксперимент был успешно завершен. В будущем было решено смотаться на них куда нибудь на целый день.

Продолжение следует...